Цифры нельзя назвать неотъемлемой частью циферблата, ведь время можно указывать не только ими, но и часовыми метками, одной отметкой на 12 часов или вовсе обойтись без них. Но все же именно цифры придают циферблату особый стиль и являются важной составляющей дизайна часов, а потому мы решили углубиться в историю их возникновения и причины выбора тех или иных обозначений.
Начало
Первым отметкам, обозначающим количество, уже больше 30 000 лет. Но в том далеком прошлом они представляли не что иное, как засечки на прочном материале: дереве, камне или кости. Они не имели численного значения, а лишь количественное. Первые же числа пришли к нам от шумеров, базирующихся в современном Ираке. Эти архаичные и клинописные символы не нашли свое место на циферблатах, однако они дали нам намного больше — их математически счет положен в основу шестнадцатеричной системы счисления. Именно шумерская, а затем и вавилонская способы счета объясняют, почему у нас 60 секунд в минуте, 60 минут в часе и 360 градусов по кругу.
Рим
Римские цифры стали появляться на часах раньше прочих — примерно в IX веке до н. э. Существует две теории их происхождения. Одна говорит, что они базируются на старых начертаниях и стали их логическим развитием. Вторая теория исходит из их физического обозначения — пальцами одной руки, именно этим объясняется группировка по 5 знаков. И несмотря на сложность их использования для арифметики, римские цифры широко использовались вплоть до XV века.
В современном дизайне их используют, чтобы придать дизайну некий классицизм. Интересно, что цифра 4, которая обычно выглядит как IV, на циферблатах встречается чаще в виде IIII. И на этот счет есть также несколько объяснений. Одни говорят, что символ IV был древним сокращением для Юпитера, а часовые мастера не хотели ставить на 4 место главного бога. Но эта теория довольно спорная и рождает больше вопросов, нежели ответов, ведь если бы это было настолько важно, использование такого обозначения и вовсе запретили. Более разумное объяснение кроется в эстетическом балансе, где 4 сравнивается с 8 на противоположной стороне циферблата. Можно заметить, что большинство римских цифр состоят из V или X, имеющих в своем начертании жирную и тонкую линии. Восьмерка имеет 4 жирные и одну тонкую линию, а вот классическая IV только две жирные и одну тонкую. Ее смена на IIII сохраняет баланс между двумя сторонами циферблата. А то, что вариант написания варьируется, еще раз подтверждает стилистические мотивы.
Индия
Успех арабских цифр связан прежде всего с их десятичной системой, кроме того их происхождение не исламское, а индуистское. Они произошли от Брахми, восходящих к 300 году до н. э., но это были не десятичные, а позиционные числа и до 400 года н. э. они не менялись. Только в 628 году индийский математик и астроном Брахмагупта совершил открытие и определил в арифметике ноль, чем внес невообразимый вклад в математику и подарил индуистской системе счисления ее силу и долговечность.
Естественным образом индуистские числа распространялись по Шелковому пути на запад, но принять их помогли работы Аль-Хорезми и Аль-Кинди. Стилистическое написание чисел разделилось на два лагеря: арабские цифры, которые мы знаем и используем до сих пор — «западно-арабские цифры», и те, что используются в современном арабском письме — «восточно-арабские цифры».
К середине XVI века арабские цифры сменили римские в их обычном использовании. Стимулом к этому послужила географическая близость, которая перенесла западный стиль в Средневековую Европу, познакомив их с научными работами Аль-Хорезми, объясняющими использование цифр. И даже термин «алгебра» произошел из названия математического трактата ученого — «Китаб аль-джебр ва-ль-мукабала»./
В последнее время встретить восточно-арабские цифры, или цифры хинди, как их еще называют, на циферблатах часов можно в качестве дизайнерского приема. И прежде всего это связано с ориентированностью на вкусы рынка. Например, Rolex M228206-0025 в платине 2016 года украшены именно такими цифрами. Это своего рода отсылка к старой модели Day-Date, выпускавшейся с конца 50-х до конца 70-х. На более ранних моделях такие обозначения встречаются очень редко, однако маркеры в форме шеврона на карманных часах для турецкого османского рынка, на самом деле представляют собой стилизованную версию восточно-арабских цифр.
Самый широко распространенный стиль арабских цифр нашел себя во французском начертании и их лицом стали цифры Breguet. Они украшают не только собственные часы мануфактуры, но и циферблаты от Seiko до Patek Philippe. Чем при их создании в 1790 году вдохновлялся мастер, мы не имеем никакого представления, но судя по подписи А.-Л. Бреге, цифры написаны его рукой. А благодаря их эстетизму в сочетании с разборчивостью дизайнеры со всего мира очарованы ими уже больше 200 лет.
Другие алфавиты
Может показаться, что существует только два вида цифр: арабские и римские, но это не так. Причина их преобладания на циферблатах кроется в сосредоточении исторических часовых мастерских в Западной Европе. Конечно, со временем производство распространилось и в другие регионы, но к тому времени арабские цифры уже успели стать общепринятыми.
Не стоит забывать и про кириллические цифры. Хотя благодаря реформам Петра Великого они вышли из постоянного использования, их все еще можно встретить на некоторых современных моделях часов русских мастеров. Однако они больше напоминают буквы, нежели цифры, а потому выступают скорее в качестве дизайнерского приема для создания стиля.
До Китая и Японии арабские цифры дошли намного раньше часового производства, но это не помешало Bovet, мануфактуре, начавшей производить часы для китайского рынка одной из первых, использовать на циферблатах римские цифры. Они же первыми использовали и китайские иероглифы для обозначения часовых меток моделей из лимитированных коллекций. Но ограниченные тиражи с использованием Hanzi и Kanji для китайского и японского рынков выпускают многие бренды: Rolex, Nomos, Bovet, Graham. Как правило, эти модели посвящены культурным событиям, к примеру, Nomos выпустил коллекцию Tangente для дня культуры Японии, а Bovet и Graham создали циферблаты Hanzi.
Сейчас цифры в дизайне циферблатов используются так же часто, как и их отсутствие, но все же они прочно укоренились в нашей культуре и психике, а потому выбор стиля и начертания — лучший способ выразить особый стиль каждой конкретной модели или подчеркнуть эстетику часовой мануфактуры в целом.