Часовые бренды сейчас ходят по тонкой грани, с одной стороны которой — сохранение традиций, а с другой — инновации, и для новой аудитории все они стараются переосмыслить, а, возможно, и открыть вновь забытые или не слишком широко использованные аспекты производства и дизайна. Одной из таких деталей и являются секторные циферблаты.
Никаких определенных признаков такого циферблата не существует, но можно выделить нюансы, объединяющие их. Например, два кольца — для минут и для часов. Их, в свою очередь, соединяют радиальные метки. Они могут быть тонкими или более широкими, но чаще всего для часовых обозначений используют более жирные метки, а для минут — тонкие штрихи. Четкие метки и ясная градация очень облегчает считываемость показаний. Обычно такие циферблаты даже называют «научными» или, из-за сходства секторных кругов с рельсами, «железнодорожными». Но иногда оставляют лишь внешнее кольца, заменяя внутреннюю маркировку точками или цифрами.
Все любят истории про первые модели, но в данном случае, такой историей, к сожалению, невозможно поделиться. Нельзя точно сказать, кто же стал родоначальником подобного дизайна. Хотя в блогах часто можно встретить упоминания о траншейных часах с секторным циферблатом, но никаких вещественных доказательств, иллюстрирующих их уникальность, нет. К тому же назвать траншейные часы секторными довольно сложно — у них была только минутная дорожка, разделенная на равные отрезки, но кроме нее — ничего. Первые достоверные примеры — это карманные часы времен Первой мировой войны. К примеру, в этом году Patek Philippe продали модель 1910 года. Ее циферблат — настоящее произведение искусства, где ар-деко соседствует со школой баухауза, дополняя форму и дизайн, а не слепо следуя одной лишь функциональности.
Пик популярности пришелся на тридцатые годы прошлого столетия. Сразу несколько брендов, выпускающих наручные часы, создали секторные модели и главные из них Omega и Longines, хотя классические секторные циферблаты можно найти и у Rolex, и у Patek Philippe. Мода эта продолжалась вплоть до 40 - 50-х годов, затем на смену радиальным меткам пришли цифры. Они касались двух колец сверху и снизу так, что сами создавали эффект секторов.
В 60-х часовщики устремляют свой взор в будущее, стараясь находить новые дизайнерские и технические решения, а потому секторные циферблаты отходят на второй план. Так продолжалось вплоть до недавнего времени.
В 2005 году Patek Philippe вернул нам этот прием в дизайне, дополнив одну из моделей 5296 Calatrava классическим секторным циферблатом со смелым внутренним кольцом часовых меток. Чуть позже и IWC дополнил свою португальскую коллекцию подобной моделью — более сдержанной, чем у Patek Philippe, но не менее прекрасной. Более того, с новым дизайном модель стала выглядеть совсем иначе - на иссиня черном фоне метки особенно подчеркивают винтажный стиль в современном исполнении.
А недавно Лоран Ферье подарил нам новую модель, упростив сектор до внутреннего кольца и лучей, направленных к внешнему краю. И хотя этот циферблат может показаться современным из-за такой актуальной сейчас минималистичности, он практически повторяет дизайн Rolex 2563 30-х годов, проиллюстрированный Джоном Голдбергером в Ста лучших часах Rolex. В 2017 году коллекцию пополнили и Jaeger-LeCoultre и Habring2.
Подводя итоги, можно заметить, что секторный циферблат не только деталь стиля, его сила заключается в упрощении считываемости показаний времени, а потому этот прием всегда будет достаточно современным, чтобы украшать им все новые модели часового мастерства.