Выберите бутик:

Дизайн циферблатов — люминесцентные детали

Сегодня мы подготовили для вас заключительную часть о дизайне циферблатов и посвящена она люминесцентным деталям.

Люминесценция — один из самых загадочных процессов, происходящих на циферблате, ведь связан он не с механикой, а с химией, при этом так же, как и механизм, требует точного расчета. К тому же этот прием довольно новый, широко использовать в декорировании часов его стали лишь в конце XX столетия, а до этого момента существовали лишь разовые эксперименты.

Радий

Все дело в том, что материалы, используемые для придания поверхностям свечения, были недостаточно безопасны. И на то, чтобы найти оптимальный «рецепт», не причиняющий вред, ушли десятки лет. Впервые же вещество, которое позволило «видеть в темноте» открыли в 1898 году Мари и Пьер Кюри. Им стал радий — весьма любопытный элемент, который всегда остается теплее, чем объекты вокруг, из-за выделяемого излучения. Эта характеристика отлично подходила, и им стали пропитывать стрелки часов, чтобы те светились в отсутствии света. А вот светящаяся краска была разработана через 4 года — в 1902 году Уильямом Дж. Хаммером. Он первым смешал радий с сульфидом цинка, однако не смог запатентовать свое творение и проиграл Джорджу Кунцу из Tiffany & Co., который свой шанс не упустил.


В первые годы XX столетия разразилась настоящая радиевая лихорадка. Его добавляли везде: в зубную пасту, кремы для лица и даже использовали при производстве нижнего белья, а все из-за волшебного свечения. Опасные последствия были выявлены лишь через 2 года после его открытия, но этих двух лет хватило для катастрофических последствий.


Хотя даже после обнаружения его радиоактивности оставались компании, закрывавшие на это глаза. Сотрудницы United States Radium Corporation в США, получили радиационное отравление, окрашивая стрелки часов и циферблаты с 1917 по 1926 годах без каких-либо мер предосторожности, так как руководство сообщило им, что радий безвреден. Пять из них подали иск на компанию и стали известны как «Радиевые девушки», став первыми работницами, которые подали в суд на компанию из-за получения профессиональных заболеваний.


Стронций

В 1960 году на смену радия пришел стронций — менее опасный, недорогой, чистый бета-излучатель, с более коротким периодом полураспада — 28 лет. Он широко использовался швейцарскими часовщиками. Однако он все еще был радиоактивен, а потому опасен. И когда стронций был обнаружен в бакелитовом безеле ранних моделей Rolex GMT-Master 6542, все они были отозваны и заменены на анодированный алюминий. А все владельцы, вернувшие часы на замену, получили сертификат, подтверждающий отсутствие радиоактивных компонентов в часах.

Ps и Ts

Следующими стали прометий и тритий. Циферблаты, в которых был использован первый обозначали «Кру?гом P», к примеру, в кварцевых хронографах Seiko и циферблатах ВМС США Tornek-Rayville Blancpains. Прометий светится ярче трития, но его период полураспада всего 2 года и 6 месяцев. Для часов, обслуживающихся регулярно, это не проблема, однако для широкого рынка его свечение нельзя назвать длительным. Но по иронии судьбы прометий распадается в самарий — слабый альфа-излучатель с периодом полураспада 106 миллиардов лет.

Тритий обозначался таким же знаком, но с буквой Т, его период полураспада составляет 12 лет, а потому широко использовался в индустрии. Однако из-за обеспокоенности общественности радиоактивностью, его использование сократилось, а обозначение на циферблатах расширили до «T <25», что указывало на количество выбросов менее 25 мКи (милликюри). Позже стали обозначать как «T Swiss Made T» — выбросы ниже 7,5 мКи.

Luminova

В 1941 году в Японии появилась компания Nemoto & Co. Она занималась поставками светящейся краски для военных циферблатов. И на протяжении многих лет эта компания была отражением новаторской мысли в своей сфере, используя сначала радий, а после 1960 года и прометий. Но в 1993 году произошел настоящий прорыв — Nemoto & Co разработала новаторский световой состав — Luminova. Основой его стал алюминат стронция, он не был радиоактивным, намного более долговечным своих предшественников и к тому же дешевле.

Но часовые мануфактуры, всегда стремившиеся к инновациям, никогда не упускали возможности выделиться на фоне конкурентов, а потому Luminova стала появляться во множестве оттенков и степени интенсивности свечения: от самого легкого темно-красного до C3 — ярчайшего из возможных. И сейчас эта гонка не заканчивается. Бренды разрабатывают краску в корпоративных цветах и с индивидуальным характером свечения.

Современный мастер светового искусства — Джеймс Томпсон из Black Badger. Изначально он производил светящиеся кольца, но был принят часовщиками и теперь помещает светящиеся компоненты в корпуса часов и циферблаты. В сотрудничестве с De Bethune Томпсон работал с производителями Super-Luminova над созданием материала, который имеет знаковый темно-синий оксид титана не только ночью, но и при дневном освещении.


Но главное, современная люминесцентная краска не опасна. Она работает совершенно иначе, являясь фотолюминесцентной, то есть чтобы излучать свет, она должна им зарядиться. И на яркость и длительность свечения теперь влияют очень многие факторы, включая цвет испускаемого света, эффективность краски и толщину нанесения.

Выберите ваш регион