В стремлении создать нечто оригинальное часовщики используют в дизайне не только новаторские цветовые решения, но и необычные материалы. И самыми нестандартными из них стали обломки упавших на землю метеоритов. Только используют лишь малую часть из них: те, что состоят из железа. Они более прочные, чем каменные, и более плотные, чем пористые хондриты.
Тем не менее работа с железными метеоритами имеет свои сложности. Как и любой металл их трудно обрабатывать, они составляют лишь 15% от всего объема небесных тел, очутившихся на Земле, и кроме всего прочего они обладают довольно высокой магнитностью.
Но космос всегда привлекал человека, а потому носить кусочек неизведанной вселенной на своем запястье становится еще большим удовольствием.
Частички этого материала находили еще в египетских захоронениях и древних индийских статуях, однако изучать их начали лишь в XVIII веке. Тогда и произошло открытие, давшее этому металлу новую жизнь. В 1808 году граф Алоиз фон Бек Видманштеттен — директор венского императорского фарфорового завода — заметил, что при нагревании на срезе метеорита появляется особенный узор, какой бывает заметен в горах, когда проявляются наслоения временных периодов. Так же и на метеоритах — кристаллы реагируют на сверхнизкую температуру космоса по-разному и создают неповторимый рисунок. Его так и назвали — «видманштеттенов узор».
Самый красивый рисунок проявляется в обломках астероидов, они же и становятся источником железных метеоритов. Но существует и соединение железа с камнем — палласиты — в них железоникелевая структура разбавлена вкраплениями силиката оливина. Но чаще всего из-за их редкости и ценности они становятся самостоятельными украшениями, а не частью дизайна.
Работать с метеоритами научились в конце XVIII века, но техника их обработки с того времени не изменилась. Главное, что требуется в этом деле — опыт и наметанный глаз, так как определить место, где рисунок будет наиболее выразительным и каким будет эффект от травления не предугадать. Поэтому в бруске делается несколько срезов, выбирается самый подходящий и шлифуется. После чего ему придают необходимую форму и толщину со всеми нужными для деталей отверстиями. И самое главное — эту работу можно делать только вручную, никакие станки в ней неприемлемы, ведь метеориты имеют слишком неоднородную структуру, и потому каждый кусочек требует особого подхода.
Но если сложность обработки железных метеоритов решается наличием опытного мастера, то намагниченность этого материала долгое время оставалась существенным препятствием для его использования в декорировании часов. Дело в том, что родиевое покрытие, которое снижает уровень намагниченности, при использовании старых технологий нанесения забивает тот самый неповторимый рисунок, а вместе с ним теряется и смысл использования такого необычного материала.
Corum Meteorite
Первые часы с небесным циферблатом выпустили отцы авангарда Corum — в 1986 году они представили модель, которая так и называлась Meteorite. Для них использовался метеорит, найденный в 1897 году адмиралом Робертом Эдвином Пири в Гренландии. Но настоящим пионером в этом деле стал мастер Patek Philippe Антуан Прецьюзо. В 1981 году он основал свое ателье, а уже через 10 лет выпустил свои первые часы с циферблатом из метеорита. Для производства он выбрал легендарный Гибеон — метеорит из астероидного пояса между Марсом и Юпитером, оказавшийся на Земле около 500 000 лет назад и найденный в 1863 году на территории современной Намибии. Многие для изготовления циферблатов выбирают именно его и не случайно — рисунок на нем особенно красив — будто иней, подсвеченный тонкими линиями — тот самый «видманштеттенов узор».
Другой популярный для декорирования циферблатов метеорит благодаря недавнему изотопному анализу признали одним из древнейших — Муонионалуст упал на Землю сотни миллионов лет назад и был найден в 1906 году, получив свое название в честь реки Муонио на границе Финляндии и Швеции, где и был обнаружен. Но его рисунок отличается от Гибеона большей геометричностью. Это уже не иней, а точная графика со своим характером.
И в 2004 году он стал единственным метеоритом, который можно свободно приобрести. Правительство Намибии объявило Гибеон национальным достоянием и запретило вывоз его обломков, а значит выбирать остается только из тех кусочков, что были вывезены ранее. Но этот запрет только повышает его ценность в глазах производителей.
Так Rolex, после выпуска своих неподражаемых Oyster Day-Date с циферблатом из Гибеона в 1999 году, не желает изменять своему любимому узору и продолжает производство исключительно из этого материала. На последнем Базеле они представили GMT-MASTER II с циферблатом как раз из этого камня, разбавив классическую расцветку Pepsi светящимся метеоритом и корпусом из белого 18-каратного золота.
Так же и лимитированная коллекция Speedmaster Moonwatch Grey Side Of The Moon от Omega создана как раз из камня с морозным узором. А в 2010 году бренд представил юбилейную модель Omega Speedmaster Professional Apollo-Soyuz 2010, посвященную 35-летней годовщине совместного полета американского корабля “Аполлон” и советского “Союз-19”. Примечательно, что выпущена серия была ограниченным количеством - 1975 экземпляров. Именно в этом году и произошла встреча капитанов двух космических кораблей.
А вот сам прародитель метеоритных циферблатов Антуан Прецьюзо с 2004 года стал выпускать часы из швейцарского метеорита, создавая из него не только циферблат, но и корпус, и застежку. Но как истинный искатель, маэстро признается, что мечтает использовать в производстве метеорит, ставший в 1947 году частью самого крупного метеоритного дождя на территории России — Сихотэ-алинь. Но легально приобрести его обломок сейчас практически невозможно, так что мечта пока остается лишь мечтой.
Одними из самых необычных часов, выполненных из метеорита стали De Bethune Dream Watch 5 Meteorite, представленные на SIHH в 2016 году. Их корпус выполнен очень символично — в форме космического корабля — из метеорита Кампо-дель-Сьело, найденного в Аргентине. Но вот рисунок этого камня не отличается особенной выразительностью, поэтому его окрасили в насыщенный оттенок синего, придав межпланетному кораблю еще больше выразительности.
Louis Moinet также отличился в выборе материала — для своего турбийона Rosetta Stone он выбрал хондрит родом с Меркурия — Sahara 99555. И не прогадал. Серо-коричневый оттенок создает ощущение космического камня.
А в этом году мануфактура представила модель, в которой использован еще более редкий метеорит — Dhofar 457 родом с Луны и найденный в оманской одноименной пустыне.
Стоит отметить, что больше всего у коллекционеров ценятся метеориты именно с Марса или Луны, хотя астероиды и дарят нам самые красивые экземпляры.