Rolex и всевозможные научные экспедиции всегда шли рука об руку. Началось это сотрудничество еще в середине прошлого столетия и продолжается до сих пор. Секрет кроется в глубокой убежденности бренда, что научные исследования и разработки несут миру новые знания, в которых Rolex хочет участвовать напрямую, создавая функциональные часы, помогающие ученым идти к цели.
29 мая 1953 года группа смелых исследователей решили подняться к вершине мира — на гору Эверест. Команду возглавили Сэр Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей и на их запястьях был прототип Oyster Perpetual, выпущенных в 1950 году. Тогда эти часы еще не предназначались для коммерческого использования и целью было испытать их во время экспедиции и посмотреть, как они справятся с экстремальными условиями. Восхождение прошло успешно, также успешно справились с ним и часы. В том же году благодаря этому опыту и свидетельству альпинистов Rolex выпустили часы Explorer в честь первого успешного восхождения на вершину Эвереста. Позднее модель была доработана: корпус усилили, а шрифт на циферблате стал более разборчивым.
С тех пор Explorer стали легендой, символизирующей силу человеческой выносливости и воли и философию компании. Именно они дали начало непосредственному участию Rolex в исследованиях и экспедициях как на вершины, так и в глубины океанов. Для создателя бренда Ганса Вильсдорфа мир был одной большой лабораторией, своего рода испытательным полигоном, где он с 1930-х годов отправлял свои творения в самые экстремальные условия, делая жизнь ученых немного проще.
Еще в молодости, будучи молодым бизнесменом, Ганс Вильсдорф предвидел потенциал наручных часов, стремился популяризировать их, разрабатывая высокоточные, но компактные механизмы. И побивать рекорды его часы начали уже спустя всего 6 лет после создания бренда Rolex, получив первую сертификацию класса А от обсерватории Кью. Но популярность их стала расти после Первой мировой войны, доказавшей их качество и функциональность. И останавливаться мануфактура не собиралась.
На вершине мира
На протяжении большей части своей истории Rolex поддерживали лидеров, пытающихся достичь вершин человеческой выносливости. Началось все с Мерседес Кэри, плавчихи, которая пересекла Ла-Манш с часами Rolex на запястье. После нее был сэр Малкольм Кэмпбелл, гонщик, установивший многочисленные рекорды в 20 - 30-х годах прошлого века. А с 1930-х по 1950-е Rolex взяли курс на покорение вершин вместе с альпинистами и дайверами, оснащая их часами Oyster.
После завершения англо-гималайской экспедиции 1952 года сэр Эдмунд Хиллари писал: «Я получил часы 29 марта в Джамнагаре на непальской границе, и на протяжении всей Британской экспедиции Чо-Ойю, пока мы наконец не достигли Индии спустя 14 недель, я носил часы непрерывно, днем и ночью, и они ни разу не останавливались и не требовали завода. В ходе экспедиции они испытали значительные перепады температуры, от сильной жары в Индии до мороза на высоте более 22 000 футов, и казалось, что на них не влияли ни удары, ни тряска при подъемах по скалам... Для меня точные часы — это новинка. Я один из тех несчастных людей, чьи часы по какой-то странной причине вечно отстают. Никакая регулировка, кажется, не помогает. Однако Rolex — совсем другое дело. Их точность — это все, о чем можно мечтать, и они работали непрерывно, без подзавода с тех пор, как я надел их около девяти месяцев назад... Я считаю ваши часы одной из моих самых ценных вещей».
Субатомный мир
В 1954 году была создана Европейская организация по ядерным исследованиям — ЦЕРН. Ее цель состояла в разработке самого большого в мире ускорителя частиц, в том числе Большого адронного коллайдера. Это глобальный международный проект, который позволяет ученым ускорять заряженные частицы со скоростью, близкой к скорости света, чтобы изучить продукты их соударений и приблизиться к разгадке главных вопросов об устройстве мира, в том числе экспериментальному подтверждению известной «теории струн». Среди уже совершенных ими открытий можно отметить знаменитый бозон Хиггса.
Для управления движением частиц в этих ускорителях используют магнитные поля, они же оказывают влияние на механизм часов, либо полностью останавливая их ход, либо влияя на его точность. В 1956 году Rolex создали часы, способные противостоять помехам до 1 тыс. Гаусс — Oyster Perpetual Milgauss. Позже мануфактура предложила ЦЕРН проверить их магнитное сопротивление и все прошло успешно.
Кроме того, Rolex предложили ЦЕРН спонсировать их исследования за счет научных конференций. Это помогло проспонсировать Universe of Particles в здании ЦЕРН «Глобус науки и инноваций», ставшем символом международной научной организации.
Погружаясь в глубины
Часы Rolex для дайверов были представлены в то же время, что и Explorer, вместе с первыми Submariner, в 1953 году. В 1960 году участие бренда в исследованиях вышло на новый уровень, был совершен спуск к самой глубокой точке Земли — в Марианскую впадину. Давление в ней достигает 108,6 МПа, что примерно в 1072 раза больше нормального атмосферного давления на уровне Мирового океана.
Deep Sea Special — экспериментальная модель Oyster, разработанная специально для этой экспедиции, была помещена на внешнюю сторону батискафа Триеста, капитанами которого стали подполковник Дон Уолш и Жак Пикар, чей отец Огюст Пиккар и спроектировал аппарат. В нем была организована специальная сфера для двух человек, которая поддерживала систему жизнеобеспечения дайверов. Толстое конусообразное стекло из плексигласа на ее поверхности позволяло наблюдать за внешним миром и исследовать его благодаря кварцевым лампочкам.
Пять часов Триест погружался на глубину 10 916 метров ниже уровня моря, еще 20 минут заняло само исследование. Rolex Deep Sea Special остались невредимы, а вот сам батискаф вернулся с потерями — на одном из внешних окон образовалась трещина. Тем не менее эта экспедиция стала невероятным достижением, как для экипажа, так и для часовой мануфактуры. Именно благодаря ей в 1978 году Rolex представили Oyster Perpetual Sea-Dweller, рассчитанные на погружения до 4 тыс. футов.
Испытание температурой
В последние годы особое значение приобрели исследования в области изменения климата из-за таяния ледников и разрушения озонового слоя. Поскольку благополучие земного шара зависит от сохранения арктических и антарктических льдов, изучение влияния этих изменений ставит экспедиции в полярные районы на новый уровень важности и их количество все возрастает. Поэтому поддержка Rolex этой сферы знаний также увеличивается.
В 2010 году они выступили спонсором полярной экспедиции Deep Sea Under the Pole во главе с французским исследователем Гисленом Барду. Команда из восьми человек в течение трех недель готовилась к поездке с целью фото- и видеосъемки подводного мира, скрытого ледниками. 45 дней они провели в исследованиях человеческого тела в экстремальной мерзлоте, толщины ледяных шапок и объемов льда в регионе на пути к географическому Северному полюсу. За это время было совершено 52 погружения.
Но несмотря на то что команда была подготовлена как физически, так и морально, все 45 дней стали для них шоком. По словам Барду, обморожение было их постоянным спутником. Однако команда не остановилась, и с тех пор были выполнены еще две экспедиции. А сейчас проходит 36-месячная экспедиция с междисциплинарной командой, которая пересекает Тихий и Атлантический океаны для изучения полярных систем Северного и Южного полюсов и изменения морской экосистемы.
Вызов из глубин
В 2012 году Rolex Testimonee и известный режиссер Джеймс Кэмерон, автор таких фантастических фильмов, как Аватар и Чужой, совершил одиночное погружение в Марианскую впадину на глубину 10 908 метров, спустя 50 лет после первого погружения. Вдохновляющая экспедиция DEEPSEA CHALLENGE положила начало новой эре в научном исследовании дна океана, наименее изученной области планеты.
Никто не погружался на такие глубины с 23 января 1960 года, то есть Джеймс Кэмерон стал вторым, но обе экспедиции сопровождали часы Rolex. Исследование дало нам беспрецедентное понимание самой глубокой точки океана, которого никогда не достигает солнечный свет, а потому жизнь там, подстраиваясь под окружающую среду, нередко приобретает неожиданные формы.
Погружной аппарат DEEPSEA CHALLENGER, работающий под управлением Кэмерона, не только обеспечивал трехмерное изображение траншеи с высоким разрешением, но и собирал многочисленные образцы благодаря специально разработанным роботам, на одном из которых и были установлены экспериментальные часы Rolex Deepsea Challenge. DEEPSEA CHALLENGER был сконструирован для научных исследований, а потому он позволил Джеймсу Кэмерону провести на дне впадины, в отличие от первого двадцати минутного погружения, несколько часов. Благодаря собранным тогда образцам исследовательское сообщество смогло идентифицировать 68 новых видов.
Rolex Deepsea Challenge стали усовершенствованной версией Rolex Deepsea, созданной специально для устойчивости к давлению свыше 3900 метров при очень низких температурах. На борту аппарата присутствовал и их предшественник — оригинальный Deep Sea Special — сопровождавший Триест.
Партнерство
В этом году Rolex представила кампанию Perpetual Planet, призванную продолжить спонсорство и сопровождение дальнейших исследований. На данный момент она поддерживает партнерские отношения с Национальным географическим обществом для изучения последствий изменения климата, а также проект Mission Blue Сильвии Эрл по защите океанов через сеть морских «точек надежды». Она также включает в себя награду Rolex, которая присуждается инициаторам в области исследований и защиты окружающей среды и человечества.
В партнерстве с брендом участвует и Дэвид Дубиле, фотограф, изменивший наше восприятие морских экосистем. Недавно он в сотрудничестве с Сильвией Эрл задокументировал влияние сельскохозяйственных стоковых вод и глобального потепления на рост саргассума в Саргассовом море. Эта разновидность морских водорослей является местом для нереста рыб и их размножения, однако в последнее время растения дрейфуют к побережью, лишая черепах территорий для вылупления.
Кроме того, Дубиле уже давно работает с National Geographic. Его фотографии демонстрируют глобальные изменения коралловых рифов, и причиной снова стало потепление. Это можно назвать современной смертельной эпидемией, разрушающей рифы по всему миру, а ведь на них приходится 25% жизни в океанах.
Дэвид Дубиле сказал: “Самые главные «инструменты» для подводной фотосъемки – любопытство, ненасытное любопытство и, конечно же, свет. Не менее важна экипировка, причем не только собственно фотооборудование, но и часы. В моем случае это Rolex. Свои первые часы Rolex я приобрел, когда мне было 16 лет. Часы Rolex оставались моим неизменным спутником все то время, что я работал для National Geographic. Мне запомнилось, что Rolex носили и Жак Ив Кусто, и Луи Марден – мой кумир из редакции National Geographic”.